РЕГИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЗЮДО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Юниорское Первенство России. Мнение судьи международной категории, председателя Коллегии судей Федерации дзюдо Санкт-Петербурга Евгения Рахлина
29.11.2022

Команда Санкт-Петербурга – это не только спортсмены и тренеры, но и судьи. Они также как и спортсмены учатся, проходят отбор и волнуются перед выходом на татами. Но в отличие от спортсменов они не имеют права на эмоции и ошибки. О работе на юниорском Первенстве России этой части команды мы попросили рассказать судью международной категории, председателя Коллегии судей Федерации дзюдо Санкт-Петербурга Евгения Рахлина.

- Евгений Анатольевич, каким образом происходит отбор судей на подобные крупные российские соревнования?

- Мы знаем квоту и отбираем соответствующее количество специалистов, безупречно показавших себя на внутренних соревнованиях. Так, у нас правило: если это Первенство России до 21 года, то отбор судей проходит на Первенстве Федерального округа до 21. Если Чемпионат России, то на Чемпионате Санкт-Петербурга.

- Кто из петербургских специалистов судил на Красноярском татами и как они справились со своими обязанностями?

- У нас работала полная квота судей. Это три арбитра в поле – Ирина Верещагина, Ирина Орлова, Евгений Кимов, а также я и Алексей Григорьевич Левицкий. Каждый день все трое отбирались в финальный блок. Все молодцы – справились со своими обязанностями и свою работу выполнили на «отлично». Конечно, какие-то шероховатости в течении дня были, но они не повлияли на отбор.

- По какому принципу происходит отбор судей для работы в финальной части?

- Такой отбор производится ежедневно с каждого татами. Изначально на каждом татами восемь арбитров. Каждую встречу я оцениваю по своей системе: выставляю или «+» - это работа без ошибок, «+ - » - это работа с незначительными ошибками и просто «-» - это если судья допустил серьёзную ошибку, которая могла бы повлиять на исход встречи. Если есть «минусы», то арбитр не попадает в финальный блок, если есть незначительное количество «+-», то арбитр скорее всего имеет шанс попасть в финал. А бывают люди, которые работают вообще без ошибок. Судей больше, чем встреч, и естественно все не могут судить арбитрами, потому что на финальный блок нужно 12 специалистов. С каждого татами по пять – это уже 20 человек. Дальше идёт компьютерная жеребьёвка и тут уж лотерея - кому как повезло. Нельзя сетовать на то, что ты не был назначен арбитром. Может повезёт в другой день.

- Разумеется петербургские судьи не ведут встречи с петербургскими спортсменами. А Вы что скажете по поводу нашей команды?

- Не буду оценивать квалификацию спортсменов – все очень разные. Кого-то тренеры похвалят, кого-то совсем нет. Конечно, мы ожидали он наших ребят гораздо большего. Особенно в финальной части, когда удача так близка. Действительно разочаровало, что из восьми вышедших в финальную часть, пятеро проиграли. На финальный блок надо всё-таки было проснуться, взбодриться. Я не могу сказать, что уровень соревнований зашкаливал и нельзя было пробиться сквозь стену соперников. Оставим этот момент для тренерских разборов. Я же могу сказать однозначно: такой показатель – это результат подготовки, но никак не судейских решений. Я же отвечаю за судей и могу сказать однозначно: судьи справились - были непредвзяты, нейтральны и объективны. У судей, как и у спортсменов – кто-то уровнем выше, кто-то ниже. Но так, чтобы кто-то умышленно против кого-то судил такого, конечно, нет. Да и не может быть в силу текущих реалий – это всё доступно в медийном пространстве. Могу только посетовать (говорю не про питерскую аудиторию, а про российскую в целом), что некоторые ситуации воспринимаются в штыки, с попыткой обвинить судей в том, что они не так делают свою работу. У нас были некоторые ситуации, связанные с проверкой кимоно и с запрещёнными действиями. Правила такие какие они есть, а мы назначены для того, чтобы их соблюдать. Они могут нравится, не нравится. Когда ты выигрываешь – ты счастлив, а когда проигрываешь, пытаешься обвинить кого-то ещё. Я думал, что только в футболе у нас каждый судья, а теперь оказывается и в дзюдо. Каждый считает, что разбирается, не вникая в тенденции и в то, что происходит в международных правилах.

- Наши тренеры может не так громко шумят, но у них тоже есть претензии по поводу судейства. Одна из многих – это жёсткое наказание за дайвинг.

- Есть правило – головой в татами нельзя. И здесь и заграницей судят это очень строго. Раз ты знаешь, что есть такое правило, значит должен правильно делать технику. Есть правила и повлиять на то, как они меняются мы не можем. Если тебе нужна какая-то консультация, пожалуйста, мы всё разъясним. Коллегия судей Санкт-Петербурга открыта для спортсменов и тренеров. Например, перед юношеской Россией я проводил небольшой семинар для ребят и, надеюсь, это кому-то помогло. Мы проводим в нашем городе общероссийские и региональные семинары. Кто-то из тренеров присутствует, а кто-то старается избежать. Как показало последнее тестирование далеко не все разбираются в правилах надлежащим образом.

- Нескольким спортсменам из других команд было засчитано поражение за несоответствие кимоно уже после того, как они прошли контроль и вышли на татами. Как так получается?

- В настоящее время контроль кимоно носит рекомендательный характер, мы не можем их не пропустить. У спортсменов есть огромное количество уловок. Участники, проходя контроль, приспускают штаны, чтобы сделать их допустимой длины. Прошёл – подтянул. Руки втягивают в рукава так, что кажется из ушей торчат. Первые два дня на контроле кимоно были местные судьи, с третьего дня, чтобы устранить эту проблему, поставили туда тренера сборной. Сразу вопрос отпал. Весь вопрос в том, что участник, проходя контроль, делает всё, чтобы обойти правила. Естественно, когда он выходит на татами более расслабленный, мы замечаем, что с ним что-то не так. - После выхода на татами спортсмен уже не имеет право поменять кимоно? - Уже нет. Это не предусмотрено правилами. Когда участник вышел на татами ответственность за состояние кимоно лежит только на нём, и если у него ненадлежащее кимоно вердикт один - хансоку макэ. Поэтому если ты сомневаешься в своём кимоно, и смог обмануть на контроле, то будь готов, что к тебе могут предъявить такие санкции. Ты можешь словчить там, а манипулировать на глазах у всех уже невозможно.

- Ваше судейское пожелание спортсменам.

- Все трудятся, все стараются и приезжают сюда не проигрывать, но всё-таки надо готовиться лучше. Мы готовимся, и вы готовьтесь.

- Судьи тоже готовятся?

- Разумеется. Например, в нашей Коллеги судей Санкт-Петербурга мы записали видео со всеми жестами, чтобы судья в определённый момент не фантазировал, чтобы ему такое показать, чтобы описать, что происходит на татами. Мы засняли порядок выхода, перемещения на татами. Это получилось маленькое видеопособие – 70-80 видео каждого жеста. У нас есть своя программа, чтобы по ней готовиться, проводим семинары, сделали форму. Но судьи Петербурга всегда и везде выделяются не столько деталями формы, сколько чёткость жестов, твёрдыми знаниями, а значит и уверенностью.

Беседовала, фото: Ирина Гагарина