На базе Учебно-тренировочного центра Академии физкультуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта в Кавголово завершилась финальная часть обучения Академии Международной Федерации дзюдо. 54 российских специалиста и один узбекский получили дипломы «Уровня1. Инструктор». На торжественном закрытии курса преподаватели Академии подвели итоги учебного марафона, до конца которого не дошёл только один слушатель, но, правда, ещё около пяти человек были на волоске от «неуда».
Президент Федерации дзюдо Санкт-Петербурга Михаил Рахлин и председатель Коллегии судей Федерации дзюдо Санкт-Петербурга Евгений Рахлин поздравили выпускников и поблагодарили Международную и Российскую Федерации дзюдо, а также всю команду Федерации дзюдо Санкт-Петербурга, благодаря которым состоялся этот первый в России проект. Пожелал слушателям удачи представитель исполнительного комитета IJF, серебряный призёр Олимпийских игр 1996 года Армен Багдасаров. "Я видел, как тяжело было выдержать испытания. Похоже, что вы сдавали экзамен на краповый берет!"
Руководитель проекта Флорин Даниэль Ласкау (Германия) подчеркнул насколько важно для развития дзюдо то, что происходило здесь под Петербургом на протяжении этих двух недель:"У нас у всех общее дзюдо. Мы должны говорить на одном языке. Я благодарю Михаила Рахлина за предоставленную возможность работать здесь, в этой прекрасной обстановке. И, надеюсь, что то, что мы сделали здесь в этом году, продолжим в будущем! Сильная сторона российского дзюдо – это его разнообразие. У вас большая страна и распространены разные техники. Поэтому на ваше дзюдо приятно смотреть. Но, к сожалению, уровень по регионам очень различается. В одних - очень высокий стандарт, а в другие нужно добавить больше образования и энергии, чтобы перевести его на другой уровень. Для этого нужно проводить семинары. На них обнаружится уровень каждого из тренеров. Есть тренеры, которые сами выступали, у которых хорошая подготовка и отличное образование. А есть такие, чья соревновательная практика не велика или вообще отсутствует. На первом уровне мы пытаемся научить тренеров отличать техники друг от друга и хорошо в них разбираться. На втором уровне мы делаем шаг вперёд и отрабатываем эти техники. Если вы хотите отточить эту технику, её надо изначально показывать правильно. Не все из нынешних слушателей смогли добиться нужного результата. Всех студентов можно разделить на три группы. Первая - это те, кто не смог сдать экзамены. В данном случае – это один человек. Вторая группа – это кто успешно сдал экзамены первой ступени, но их уровня недостаточно, чтобы перейти на вторую, так как на экзамене они получили меньше 80 процентов. Этот балл – граница третьей группы, говорит о то, что вы знаете и можете демонстрировать все техники в обе стороны, направо и налево, и в трёх направлениях. Многие студенты прекрасно сдали экзамены, но хотелось бы выделить Артёма Дрокова, Дмитрия Ильяновича и Юрия Суркова. Особо мы восхищены знаниями, хорошим уровнем понимания и демонстрации Екатерины Буравцевой.
Эксперт Академии Славише Брадич (Хорватия): "В российских тренерах мне очень понравилась страсть, с которой они относятся к дзюдо. Не все, но очень многие хотят доказать, на что они способны, показать себя в лучшем виде. Это очень хорошо! Нам важно знать, что они способны достичь ту далёкую цель, которую они установили. Потому что иногда люди делают это ради «корочки». Другие же всю жизнь совершенствуются, развиваются и хотят узнать что-то новое. Если говорить о тех, кто произвёл впечатление на экспертов, то это без сомнения Наталья Никуличева. Я был очень удивлён совершенством её техники во всех видах испытаний. Отличные результаты показали Дмитрий Скиба и Виталий Зайцев".
Эльман Курбанов (Череповец), заместитель руководителя Департамента регионального развития ФДР по Северо-Западному федеральному округу: "Очень интересно, много полезной информации! Эксперты рассказывают всё доступно, понятно и очень образно. Единственная проблема – это время. Его не хватает, чтобы всё как следует усвоить. А насчёт того тяжело ли… Для человека, который каждый день тренируется и имеет практику, всё это не вызовет трудностей. А тот, кто имел перерыв в тренировочном процессе, тому, конечно, тяжело. Тяжело и телу, и уму. Я в 2001 году сдавал НАГЭ-НО-КАТА. Голова всё помнит, только тело, которое 20 лет не тренируется, подзапамятовало. Всё через боль. По медицинским показаниям мне запрещено тренироваться, поэтому было очень тяжело. Конечно, хотелось бы дойти до третьего уровня и получить диплом в направлении «Менеджмент». Но это станет возможным только после того, как сделаю выводы, усвою информацию и как следует подготовлюсь".
Екатерина Буравцева, старший тренер сборной команды Санкт-Петербурга: "Лично мне как учёба, так и сдача экзаменов дались легко. Хотя я уже почти год не занималась из-за беременности. Почти десять лет назад я ездила в Японию, где нам преподавали технику Кодокана, как раз то, что мы сейчас проходили. Чтобы получить первый дан в Японии нужно было сдать технику и половину ката. И на следующий год для получения второго дана я сдавала полностью всё КАТА, а также КАТА в партере и обязана была участвовать во внутрияпонских соревнованиях. Поэтому для меня учёба в Академии стала хорошим повторением. Правда, за эти десять лет произошли небольшие изменения. Конечно, они не затронули фундаментальных позиций, но в мелочах были подкорректированы детали в отдельных движениях. И потому полезно совершенствовать свои знания, чтобы не оказаться в аутсайдерах. Для петербургских тренеров, из которых, как оказалось в процессе учёбы, далеко не все владеют этими основами, это бесценный опыт, благодаря которому наши дети будут учиться правильно. У взрослых действующих спортсменов большой пробел в этих знаниях. И его уже не восполнить, потому что у них уже мышечные знания сформированы. Навыки есть лишь у тех, чьи тренеры имеют понятия об основах базовой техники. А практическую пользу эти знания принесут тем спортсменам, которые учатся сейчас на физкультурных факультетах и планируют стать тренерами. В соседнем спортивном зале параллельно с нами тренировалась сборная команда Санкт-Петербурга. На протяжении всего срока обучения многие наши спортсмены, которые уж начинают работать с детьми, приходили сюда поучиться. Для будущих тренеров это безусловно полезно, потому что их в своё время не обучали этому. Моим тренером был Анатолий Семёнович Рахлин. Все знания, которые он передавал нам, он привёз из Японии. Он учил нас базовым вещам сразу правильно. Поэтому нам, его ученикам, и учиться и проходить экзамен было не сложно".
Дмитрий Ильянович (Симферополь), тренер молодёжной сборной команды Крыма: "Тренеры обязаны уметь всё – владеть техникой, её показывать, грамотно и доходчиво объяснять. Поэтому мы и пошли учиться. Мы усиленно готовились и особых затруднений в знании наименований не было. Оказалось тяжело лишь физически. Мы с коллегами постоянно учимся и пополняем свои знания, принимали участие примерно в двенадцати семинарах ФДР. Также я эксперт в КАТА. Поэтому с названиями у меня проблем не было. Мешало только волнение, без которого не проходит ни один экзамен. Но смог взять себя в руки и во всех видах экзаменов набрал 90 процентов. Очень понравилось отношение специалистов. Они простые, открытые люди, очень хорошая рабочая атмосфера. Мы детально проработали базу. Она основана на доступности для детей. В нашей стране детское дзюдо, я бы сказал, очень торопится. Надо ставить базу. Надо, чтобы дети больше работали в зале, взрослели. И только потом уже добавлялась соревновательная практика. Всё должно быть постепенно. Беда в том, что основная масса наших деток устаёт от гонки за результатом к 18-ти годам и бросает спорт. Скажу именно за нас – за Крым. У нас такая тактика: мы стараемся не торопиться, не хотим травмировать детей ни физически, ни психологически. Пытаемся вырастить серьёзных взрослых спортсменов. Хотим, чтобы они занимались дзюдо всю жизнь, даже после окончания профессиональной спортивной карьеры, чтобы они оставались в зале и им нравилось. Это тактика, конечно, ещё не реализованная, но перспективная".
Александр Грачёв (Санкт-Петербург), тренер СШОР по дзюдо имени А. Рахлина: "Здесь мы учились тому, чего на данный момент не хватает в российском дзюдо. Нам показали и объяснили, как выглядит базовая историческая техника Кодокана. Я подчерпнул для себя очень много разнообразных движений. Будучи спортсменом, ты используешь достаточно небольшой набор техник и бросков. То есть ты их знаешь, но применяешь исключительно редко. Здесь мы расширили свой арсенал, пополнили знания и отточили технику. Разобрали чуть больше ста бросков, с разными техниками, разными захватами. Движений масса и как это всё уместить в голове, как запомнить все детали, чтобы потом передать детям! Даниель очень интересно подаёт материал. Сравнивает, приводит примеры, образно объясняет динамику, использует какие-то предметы. Для понимания на детском уровне – это супер круто. Это такие образные картинки, которые очень хорошо воспринимаются маленькими спортсменами. Они не усвоят информацию, если ты им будешь читать лекцию. Именно такая подача материала, как у экспертов будет понятна и эффективна. Эта учёба – настоящий кладезь информации и интереснейших подходов к обучению и огромный опыт для работы с детьми в будущем. И, конечно, если будет возможность, обязательно пойду учиться дальше".
Наталья Никуличева (Санкт-Петербург), тренер Центра физического воспитания Красногвардейского района: "Много нового, сложно, очень физически тяжело! Конечно у меня был большой перерыв. В 1989 году была серебряным призёром Чемпионата СССР. Прошло много лет. Но зато теория не вызвала затруднений. Мы, ведь, её постоянно учим, сдаём на пояса. Большое спасибо петербургской Федерации за организацию учёбы с ведущими специалистами планеты. Такое повторится, наверное, не скоро".
Дмитрий Воробьёв (Подольск), старший тренер СДЮШОР по единоборствам Московской области, заслуженный тренер России6 "Слушаешь экспертов и вроде бы всё знаешь. Но учеба в Академии замечательна тем, что ты как будто ты листаешь старую книгу, забытую где-то на полке. Ты обновляешь, оживляешь свои знания. Это очень тяжёлый труд. Если первая группа занималась по шесть часов ежедневно. То для нашей группы были добавлены ещё вечерние часы. Порой из зала мы уходили за час полтора до полуночи. Вечером оттачивали технику, прорабатывали изучаемый материал. Ведь, здесь работа не только твоя, но и твоего партнёра. Мы должны быть одним целым. Должно быть взаимное понимание у тори (того, кто атакует) и у уки (тот, кто защищается). Так что хоть и тяжело, но очень интересно. Много для себя подчерпнул именно из классического дзюдо, а не из спортивного. Спортивное будет тогда, когда мы вспомним и освоим эту базу и сможем её применить на практике. Тяжело, всё тело болит. Но это приятная боль, ведь, ты занимаешься любимым делом и вспоминаешь те времена, когда ты был спортсменом. К сожалению, детское дзюдо в России гонится за результатами. А в Японии до 14 лет обучают только техникам. А у нас идёт выгорание юного спортсмена. Кто-то физически рано взрослеет и выигрывает на этой силе все старты. Но когда дети становятся старше и сравниваются по силе, выиграет тот, кто больше знает в дзюдо, кто владеет техникой. Получается, что из-за того, что дети больше соревнуются и меньше внимания уделяют технике, из них вырастают спортсмены на два-три броска. Детям обязательно надо заложить эту базу. Есть столько мелких, но очень важных деталей. Чуть работа руки по-другому и сам бросок делается намного легче. Если ребёнок это поймёт, ему на соревнованиях будет легко обыгрывать соперников. Зная эти основы ребёнку нужно будет прикладывать минимум силы, чтобы получить максимум эффективности, как говорил Дзигоро Кано. Это и есть классическое дзюдо. То есть владение им это - ключ к победе с минимальными затратами. Все эксперты грамотные в своём деле. К каждому из преподавателей можно было подойти по любому вопросу и тебе помогут, научат и покажут, как правильно. На экзамене был такой мандраж, как на первых соревнованиях. Всё знал, всё помнил, а вышел на татами и всё - сумбур в голове. Конечно, впоследствии хотелось бы пройти всю программу Академии дзюдо. Раз уж мы выбрали такую профессию – тренер по дзюдо – значит надо знать всё!"